Статьи

Библиотеки помогают преодолеть цифровое неравенство

calendar_month Дата публикации: 24 июня 2024 17:13

Современная роль библиотеки в обществе постоянно меняется. Библиотека сегодня выполняет ряд разных, но в тоже время очень важных функций. Одна из важнейших функций современных библиотек – преодоление «цифрового неравенства».


Несмотря на то, что необходимую информацию, в том числе о любом государственном учреждении или частной компании можно получить через сеть интернет, благодаря обнародованию разнообразных сведений и организации доступа к ним, современное цифровое общество, оказалось разделено на два лагеря. Граница пролегла между теми, кто располагает техническими возможностями и необходимым уровнем образования для пользования интернетом, и теми, кто из-за отсутствия средств на приобретение компьютеров и низкой квалификации в области информационных технологий не имеет выхода в сеть интернет. Это неравенство проявляет себя и в использовании новых услуг связи, и в получении сведений из различных источников информации, в том числе и из прессы, чья розничная цена недоступна для широкого круга покупателей. В последнее время разрыв в сфере информации обусловливается технологическими характеристиками, когда быстрое распространение средств коммуникации стало охватывать лишь некоторые слои пользователей, в то время как прочие вынуждены довольствоваться стремительно устаревающей техникой. Этот разрыв получил название цифрового, или информационного неравенства.


В 2021 году заместитель Генерального секретаря ООН Амина Мохаммед выступила с предупреждением: «По мере того, как мир становится всё более зависимым от цифровых технологий, нарастает угроза того, что те, кто остаётся без доступа к интернету и другим технологиям, будут исключены из глобального процесса развития общества. Почти половина населения мира, 3,7 миллиарда человек, большинство из которых женщины, и большинство из которых проживает в развивающихся странах, всё ещё находятся офлайн».


К концу второго десятилетия ХХI века информация и информационные технологии превратились в показатель общественного развития. Однако успешное функционирование российского общества находится в прямой зависимости от освоения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) широкими группами и слоями населения.


Решение проблемы преодоления нового вида неравенства требует поиска учреждений и организаций, способных сделать общедоступными, массовыми цифровые технологии потребления информации. Одним из таких институтов являются библиотеки; именно они находятся в непосредственной близости к местам проживания потребителей информации в каждом населенном пункте.

В современных условиях библиотеки могут взять на себя реализацию не только образовательной, культурной, коммуникативной функций, но и сервисной, информационно-технологической, реабилитационной.


Библиотека в настоящее время, остается социальным институтом российского общества, обеспечивающим защиту граждан и, в первую очередь, малообеспеченных слоев, от информационного вакуума. Такая защита осуществляется предоставлением пользователям электронных услуг. Другая задача библиотек – обеспечение информационной безопасности потребителей. Наряду с многочисленными положительными аспектами, «информационное общество несет человечеству ряд новых социотехнологических проблем, связанных с информационной безопасностью человека и общества, информационной агрессией, информационным неравенством». Исходя из этого, у библиотеки возникают новые задачи, связанные с организацией информационной свободы личности и её защиты от информационного вмешательства.


Из-за отсутствия доступа в интернет людям может быть сложно подать заявление о приёме на работу, отправить электронную почту, выполнить курсовые работы, получить доступ к государственным услугам и остаться на связи с семьёй или друзьями. Библиотеки помогают преодолеть этот цифровой разрыв, предоставляя пользователям доступ в интернет. Это особенно важно для тех, у кого нет надёжного доступа в интернет дома или кому нужна возможность работать или учиться удалённо.


Кроме доступа в интернет библиотеки дополнительно предлагают своим пользователям ряд цифровых ресурсов, включая электронные книги, аудиокниги и цифровые новостные платформы. К таким электронным ресурсам, например относится библиотека ЛитРес. Компания ЛитРес сотрудничает с государственными библиотеками. «ЛитРес: Библиотека» – это самый большой библиотечный каталог современной литературы в электронном формате. Здесь представлено более 200 000 электронных и аудиокниг, среди которых – актуальные бестселлеры и классика, а также произведения на иностранных языках. Важной особенностью сервиса является возможность чтения книг непосредственно на мобильных устройствах читателей. На базе виртуальной библиотеки запущен проект «ЛитРес: Школа», участниками которого уже стали 2000 российских школ. Данным сервисом воспользовались более 65 тысяч школьников. Это может быть особенно полезно тем, кто не может по каждой необходимости, физически прийти в библиотеку, для кого электронный формат документов более предпочтителен. Один из приоритетных проектов Министерства культуры России – Национальная электронная библиотека, который реализуется Российской государственной библиотекой. В 2020 на базе НЭБ было выпущено мобильное приложение «НЭБ Свет», доступное бесплатно на площадках App Store и Google Play . «Свет» – это золотая коллекция произведений отечественной и зарубежной классики и научпопа, экранизаций и спектаклей на смартфоне.


В Забайкальской краевой библиотеке им. А.С. Пушкина есть возможность доступа к пользовательским компьютерам с выходом в интернет. В отделе электронных ресурсов читатели могут ознакомиться  с электронными базами документов Президентской библиотеки, Национальной электронной библиотеки, а так же оцифрованным фондам Забайкальской краевой библиотеки.


Ещё одним важным аспектом преодоления цифрового неравенства является развитие навыков цифровой грамотности. Многие в современном обществе, особенно пожилые люди, могут чувствовать себя некомфортно при использовании компьютеров, смартфонов или не иметь навыков безопасной навигации в интернете. Сотрудники библиотеки им. А. С. Пушкина проводят курсы по обучению цифровой грамотности и индивидуальные консультации, чтобы помочь своим пользователям развить эти навыки и уверенность в себе. Это полноценное обучение базовой работе с компьютером, знакомство посетителей библиотеки с практикой использования социальных сетей или электронной почты, обсуждение вопросов безопасности в интернете.


Цифровая грамотность неразрывно связана с медиаграмотностью. Людям всех возрастов важно критически оценивать все сообщения, которые они получают в интернете: из социальных сетей, блогов или новостных сайтов. Однако, когда речь идёт о технологической грамотности, мы наблюдаем явный разрыв между поколениями, и именно представители старшего возраста подвергаются наибольшему риску. Если им не хватает навыков, необходимых для выявления дезинформации в интернете, пожилые люди могут легко стать жертвой мошенничества, розыгрышей и фейковых новостей.


Предлагая широкий спектр цифровых ресурсов и услуг, сотрудники отдела электронных ресурсов ЗКУНБ им. А.С. Пушкина помогают сократить цифровое неравенство и обеспечить равный и справедливый доступ к технологиям для всех социальных групп населения. Задача библиотеки обеспечить всем людям доступ к основным ресурсам, необходимым им для развития и достойной жизни в условиях цифровизации.