Сотрудники сектора литературы по искусству провели для участников литературного клуба музыкальный час «Знаменитые премьеры Мариинки».
Речь шла о юбилеях двух значимых для мира искусства премьер в Мариинском театре оперы и балета в Санкт-Петербурге: оперы «Борис Годунов» – 150 лет и второго акта балета «Лебединое озеро» в постановке Льва Иванова – 130 лет.
Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» была впервые исполнена в Мариинском театре 8 февраля 1874 года.
«Мусоргский по окончании спектакля был вызван много раз и приветствуем публикой самым восторженным образом» (А. А. Голенищев-Кутузов).
Несмотря на такой приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
«Ходили слухи, – писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; что сюжет ее неприятен цензуре».
Всемирная слава «Бориса Годунова» началась только в 1896 году, когда его поставили на одной из частных сцен Петербурга в редакции Н. А. Римского-Корсакова. С конца 1950-х годов «Годунов» трактуется, как правило, в редакции Д. Шостаковича, вернувшего ей почти первозданный вид.
Одним из самых известных исполнителей партии Годунова был Федор Шаляпин, который восхищался этой личностью и даже назвал своего сына Борисом. Присутствующие с удовольствием послушали грампластинку с записью голоса Шаляпина в роли царя Бориса.
130 лет назад – 17 февраля 1894 года – в Мариинском театре впервые была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова. Почему же так важна эта дата?
Известно, что балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» имеет непростую судьбу, он пережил несколько постановок, имевших заметные различия. Премьерный показ балета 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве провалился, следующая попытка (1882) тоже оказалась неудачной.
Сценарий новой постановки балета был разработан самим М. Петипа через 20 лет. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, Петипа заболел. Однако, он поручил Л. Иванову поставить все «лебединые» сцены 2 акта.
На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова.
Считается, что благодаря именно этой постановке – в 1894 году – и именно этому хореографу – Л. Иванову – балет обязан своей неугасающей популярностью и бессмертием.
Именно Иванов придал балету истинно романтическую интонацию, убрал из костюмов лебедей искусственные крылья и стал автором одной из самых известных сцен «Лебединого озера» – танца маленьких лебедей из 2-го акта.
Участники клуба посмотрели видеосюжет, где юные лебедята, крепко взявшись за руки, синхронно «вышивают» ногами свои сложные балетные крестики.
Мероприятие сопровождалось выставкой, на которой представлены книги, альбомы и другие издания, рассказывающие об юбилейных премьерах Мариинского театра. Уникальным экспонатом являются виниловые пластинки с записью оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского из фондов Пушкинской библиотеки.