290 лет назад, в составе Великой Северной экспедиции, молодой учёный Степан Петрович Крашенинников совершил путешествие по Забайкалью. К началу экспедиции ему исполнилось всего 22 года. «Он был из числа тех, кто ни знатной природой, ни фортуны благодеянием не предпочтены, но сами собой, своими качествами и службой произошли в люди», – так писал о Степане Петровиче один из руководителей экспедиции – Герхард Фридрих Миллер.
Крашенинников родился 31 октября 1711 года в бедной семье солдата Преображенского полка. В 1724 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию, по окончании которой был направлен в Петербургский академический университет. В 1733, после великолепно выдержанных экзаменов, был зачислен в академический отряд Великой Северной экспедиции. С 4 июня по 11 августа 1735 года экспедиция проходила по Забайкалью от Читинского острога, через Нерчинск в Аргунский сереброплавильный завод, на горячие ключи в центре Онона и обратно – в Читинский острог.
8 марта 1734 года академическая отряд экспедиции прибыл в Иркутск. Один из руководителей группы – Иоганн Георг Гмелин, наслышавшись о целебных водах Забайкалья, отправил Крашенинникова исследовать их. Инструкцией предписывалось выяснить у местных кочующих племён какие болезни излечивают воды и как проходит лечение. В своём отчёте он писал: «поднялись вверх по Онону реке, близко текущей с северо-западной стороны в Онон речки Киры… об оных водах сказано вашему благородию, что они из-под каменной горы так горячи текут, что в них мясо сварится может… и живущие около тех мест тунгусы оных вод во время болезней для получения здравия употребляют… и во оных [водах] от внешних болезней купаются… также оную воду и от внутренних болезней так горячу пьют, как стерпеть могут, и от происходящим от оной воды паром от головной и глазной болезни пользуются…». Забайкалье также славилось своим особенным соболем «баргузинского кряжа». И «господа профессоры» поручили студенту Крашенинникову изучить охотничьи угодья и выяснить численность ценного зверя. В своей работе «О соболином промысле», в числе прочих сведений, учёный выразил озабоченность по поводу «оскудения зверя», а также необходимости бережного промысла.
В первой половине 1737 года Гмелин и Миллер отказались от дальнейшего участия в экспедиции и отправили вместо себя Крашенинникова. Молодой учёный провёл огромный объём географических описаний, метеорологических и гидрографических наблюдений, минералогических, ботанических, зоологических, этнографических и исторических исследований на всём пути от Якутска до Охотска и на Камчатке. Работая на протяжении нескольких лет в одиночку, терпя лишения, Крашенинников собрал уникальный естественно-исторический материал об этом не изученном тогда регионе России. Десятки тысяч вёрст прошёл Степан Петрович пешком, на лошадях, лодках собаках и оленях. Результатом его работы стала книга «Описание земли Камчатки». Только в 1743 году вернулся он в Санкт-Петербург. В 1745 году стал членом-корреспондентом натуральной истории и ботаники, в 1750 академиком Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году – ректором Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии.
К сожалению, его исследования, его книги и занимаемые должности не принесли Крашенинникову больших доходов. Сумароков в пьесе «Тресотинус» в монологе одного из действующих лиц довольно прозрачно намекает на горестное положение великого учёного: «А честного-то человека детки пришли милостыню просить, которых отец ездил до Китайского царства и был в Камчатском государстве и об этом государстве написал повесть». Семён Петрович Крашенинников скоропостижно скончался 23 февраля 1955 года в возрасте 43 лет.
Подробнее о жизни и исследованиях С.П. Крашенинникова можно узнать из книг, представленных на выставке «Исследователи Забайкалья».
Выставка открыта в секторе «Центр редких книг» и будет работать до конца августа 2025 года.